26 мая состоялось очередное заседание ученого совета ИЭПИ НАН Украины. В числе основных вопросов, вынесенных на повестку дня, было рассмотрено обоснование Методики проведения исследований по теме НИР «Хозяйственно-правовое обеспечение энергетической безопасности Украины».
С докладом по данному вопросу выступил заведующий отделом проблем хозяйственно-правового обеспечения экономической безопасности государства, кандидат юридических наук, с.н.с. О.А. Ашурков:
– Важность разработки темы обусловлена с одной стороны, ростом спроса на энергоресурсы и объемов их потребления, с другой – исчерпанием их запасов, обострением конкуренции на энергетических рынках. Актуальность вопроса хозяйственно-правового обеспечения энергобезопасности для Украины, кроме этого, усиливается высокой зависимостью от внешних источников энергоснабжения и перспективой потери статуса страны-транзитёра энергоресурсов.
Как отметил в своем выступлении О.А. Ашурков, непоследовательность действий по реформированию управления энергетикой, которые были направлены на удовлетворение частных интересов отдельных бизнес групп, привела к появлению большой численности субъектов госуправления ТЭК, осуществляющих его как напрямую, так и косвенно. Например, в области электроэнергетики ВР Украины определяет общие принципы госполитики, реализация которых возлагается на Кабмин. Центральными органами исполнительной власти, которые осуществляют реализацию государственной политики в ТЭК в целом и электроэнергетики, в частности, является Минэкономики, Минугольэнерго, НКРЭ, Госкомитеты и целый ряд госинспекций и т.п., что свидетельствует о значительной разветвленности системы органов госуправления и не способствует эффективности их работы, приводит к дублированию функций и полномочий. Поиск путей оптимизации такого состояния следует искать, с одной стороны, в уточнении функций и полномочий соответствующих институтов, а с другой – в сокращении количества управленческих структур.
В ходе обсуждения Методики присутствующими были в целом поддержаны ее основные положения. В настоящее время вполне возможна и реальна отработка юридико-технических основ такой работы, определение видов такого законодательства и его наиболее характерных признаков, что даст возможность заложить фундамент для дальнейшей работы по систематизации законодательства в сфере обеспечения экономической и энергетической Украины.
Среди направлений научных исследований, выполняемых представителями науки хозяйственного права, немаловажное место отводится рассмотрению жизненно важных вопросов, в числе которых особым образом выделяются проблемы правового регулирования отношений собственности. С кратким изложением результатов научного исследования на тему «Концепция правового обеспечения развития отношений публичной собственности в Украине» выступил заместитель заведующего отделом проблем модернизации хозяйственного права и законодательства, доктор юридических наук, доцент Р.А. Джабраилов:
– Примечательно то, что недра, воды, побережья, воздушное пространство, леса, животный мир, природные ресурсы континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины были отнесены к объектам, которые могли находиться исключительно в публичной собственности (ст. 67 проекта Конституции Украины). В свою очередь земля могла пребывать в публичной и частной собственности (ст. 68).
Как видно, отечественная практика конституционно-правовых трансформаций сталкивалась с категорией «публичная собственность» и ее реальному воплощению в конституционную материю помешали определенные обстоятельства. Конечно, последние не были озвучены, но, отталкиваясь от действующей редакции Конституции Украины, можно понять причины отхода от употребления термина «публичная собственность». И эти причины вовсе не свидетельствуют о его ущербности.
В своем выступлении Р.А. Джабраилов привел ряд примеров из зарубежного опыта правотворчества, которые подтверждают сформулированные в Концепции тезисы о том, что публичная собственность получает закрепление как на уровне конституционно-правовых норм, так и в текстах законодательных актов. В частности, о публичной собственности упоминается как в текстах Основных Законов зарубежных стран (например, Испания, Канада, Болгария), так и на уровне отдельно взятых нормативных актов (прежде всего, следует говорить о законах, как это, например, осуществлено в Республике Молдова).
В ходе обсуждения были высказаны отдельные пожелания относительно оптимизации содержания и структуры исследования, на основании чего было принято решение рекомендовать его к опубликованию и затем направить для практического использования соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления.
На заседании ученого совета были также рассмотрены вопросы, касающиеся организации работы коллектива Института и отдельных направлений исследований, определены перспективы внедрения их результатов в хозяйственную практику.
Информацию подготовил:
старший научный сотрудник
отдела проблем модернизации
хозяйственного права и законодательства,
к.ю.н. И.В. Кременовская